Как и многие народы Центральной Азии, кыргызы невероятно музыкальны, о чем свидетельствует сохранившаяся до наших дней национальная мелодика и великолепные образцы песенного творчества, передававшиеся из поколения в поколение исключительно в устной форме.
Музыка издавна сопровождала многие родоплеменные события: праздники, тризны, семейные торжества и военные походы. Кыргызы верили в магическую силу слов, поэтому веками создавали множество религиозных и обрядовых песен, которые использовались во всех жизненных ситуациях. Исполняемые шаманками, знахарями, бахши или дервишами в форме напевных речитативов, песни очень скоро «ушли в народ» и остались прекрасным фольклором, доставшимся от предков.
О любви кыргызов к музыке свидетельствуют многочисленные древние летописи, из которых мы узнаем, что уже в раннем средневековье народ имел свои музыкальные инструменты: чоор (род свирели) и шынгыратма (кит. лет. IX-X веков), а в XI в. ежегодно устраивались «фестивали», на которых выступали музыканты и танцоры (труды перс. Гардизи).
Основные черты художественного стиля кыргызской народной музыки несколько напоминают музыку казахов, некоторых народностей Алтая и хакасов. И в этом нет ничего удивительного, ведь национальная музыка кыргызов развивалась в тесной взаимосвязи с музыкальной культурой родственных народов Центральной Азии, да и всех носителей тюркской культуры.
Дошедшее до наших дней музыкальное творчество кыргызского народа представлено в вокальном и инструментальном жанрах. Оно имеет свой стиль, отличается проникновенным лиризмом, эпической простотой и сдержанностью, которые в полной мере проявляются в мягкой и плавной повествовательной форме, а жизнеутверждающие нотки произведений, художественно подчеркиваются богатой палитрой ритмических средств.
Сегодня можно с точностью утверждать, что народный песенный фольклор имеет три составляющие: песни акынов, эпические сказания и массовые песни, которые в свою очередь подразделялись на речитативы и затяжные напевы.
Совершенно понятно, что в народных песнях отразился весь путь, пройденный кыргызами, поэтому, столь велико многообразие песенных форм: заветы, состязания (словесные), полученные уроки, приветствия, оповещение, утраты, кошоки (песни-плачи), детские песни, песни труда, любовные песни и др. Мелодии их тесно переплетены между собой, что делает напевы несколько однообразными для непосвященного слушателя.
Но не станем вдаваться в такие тонкости, обратимся к более интересным вещам. А что может быть интереснее в творчестве, чем импровизация?
Киргизские исполнители – мастера импровизации, причем этот прием характерен не только для вокалистов, но и для инструментальных исполнителей. Очень часто кыргызские музыканты одновременно являются и авторами и исполнителями произведений, и если они не импровизируют его полностью, то непременно вносят значительный элемент своего творчества. Одними из самых ярких представителей импровизационного жанра являются народные певцы – акыны.